вторник, 22 июня 2010 г.

Классификация настольных игр

Нашел довольно интересную статью, по классификации настольных игр по механике. Так же в статье описаны базовые навыки, которые можно развить играя в обычные настолки.

При разработке бизнес-игр и бизнес-симуляций применяются все те же элементы и принципы, что и при создании обычных настольных игр. Соответственно все данные классификации и обучающие эффекты присущи и бизнес-играм.
Кроме этого в бизнес-играх и симуляциях к общим обучающим эффектам, добавляется развитие более конкретизированных, технических и менеджерских навыков.




Определение настольной игры

Классики-исследователи настольных игр, такие как H. J. R. Murray, Robert C. Bell и David Parlett, сегментировали игры, прежде всего по базовой механике игры. В соответсвии с наиболее поздней и проработанной сегментацей Парлетта, большинство классических настольных игр относится к одному из следующих классов: гонки (race games), битвы за пространство (space games), преследование (chase games), замещение (displace games). Большинство современных игр (Монополия, Денежный Поток, Инвестор, Секреты Богачей, Риск и т. д.) он относит к так называемым тематическим играм (theme games), где комбинация классических механик сочетается с акцентом на репрезентативную систему, которую представляет игра: детектив (Cluedo), торговля недвижимостью (Монополия), инвестирование (Денежный Поток, Инвестор, Секреты Богачей) и т. д. Последнюю категорию можно смело отнести к бизнес тренажерам.



По отзывам участников подобных игр, тренажер дает даже больше знаний о том, как устроен бизнес, чем книги по бизнесу: "участие в игре позволяет многое изменить, прежде всего в себе самом. Из игры в жизнь забираются принципы. Игра именно им и обучает; а еще "помогает развить в себе способность быстро просчитывать варианты и учиться у других людей"; "позволяет тем, кто боится действовать в реальной жизни, попробовать, заинтересоваться, снять страх и найти схемы поведения в реальной жизни. А тем, кто привык накапливать,- учиться рисковать".

Классификация настольных игр по оcновной функции игры


1. Развлекательная
Практически любая настольная игра несет в себе развлекательную задачу, даже самые серьезные. Не всем играм, понятно, это удается реализовать в достаточной мере.
2. Развивающая
Игры можно сегментировать по уровню необходимости мастерства и соответствующих навыков для успеха в игре:
• pure chance — все решает случай / везение (Кости)
• combined — роль случая и мастерства присутствую одновременно (Scrabble, Нарды)
• pure skill — элемент случайности исключен (Шахматы)
Освоение любой игры — это изучение нового мира, который живет по своим особым правилам. Практически в каждом мире-игре (за исключением pure chance) необходим определенный набор навыков. Их развитие в безопасной обстановке игры может принести пользу и за пределами игровой доски.

Игры могут развивать целый ряд способностей и навыков:
Логика - умение находить связь между причинами и следствиями, определеять из множества вариантов развития событий наиболее выгодный. Навык используется практически во всех интеллектуальных настольных играх.
Абстрактное мышление — это умение переводить информацию о? реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на? практике. Активно используется в любой игре с достаточной степенью абстракции — Go, Шахматы и т. д.
Эрудиция — ряд игр дает преимущества тем, чей кругозор шире, соответственно, это подстегивает всех играющих задуматься о его расширении (Scrable, Trivial Pursuit).
Стратегия — умение мыслить и принимать решение на перспективу. Особенно актиуально это для сложных экономических и военных игр.
Дипломатия / психология — умение выстраивать отношения с окружающими и контролировать свое поведение (Diplomacy, Risk, Покер).
Координация — важная составляющая физических навыков человека. Основная составляющая в так называемых dexterity games (Jenga, Pick-up sticks).
Реакция — атрибут, очень необходимый всем и в реальной жизни (Uno, Table Sport)
Концентрация — умение фокусироваться на текущей задаче (игре, уроке, работе). Существенно повышает персональную эффективность (Memory Game, MasterMind, Шахматы)
Мастерство — понимание того, что через системное изучение игры и практику можно достичь напорядок более существенных результатов, стать МАСТЕРОМ игры (Шахматы, Magic the Gathering).

3. Обучающая
Все чаще механика настольных игр используется в качестве основы при создании учебных пособий практически для всех возрастных групп, включая и взрослых. В мире были выпущены игровые наборы по совершенно разным предметам: программирование, реклама, экономика, создание игр и т. д. и т. п.
4. Социализирующая.
У педагогов и бизнес-тренеров существует специальный термин — «ice breaker». Настольные игры могут быстро сформировать и сплотить новые компании в местах отдыха, лечения и т. д. Кроме того, я рассматриваю многие игры именно как средство проведения совместного времени в компании хороших друзей. Игра — это не только развлечение, но и занимательный формат коммуникации. Настольные игры — одна из лучших форм совместного семейного досуга.
5. Идеологическая
В истории существуют редкие, но показательные примеры создания настольных игр в качестве инструмента пропаганды. В 1904 году, квакер из Мериленда Lizzie J. Magie запатентовала игру с названием «Landlords Game». Игра по ее замыслу должна была не только развлекать, но и показывать, насколько несправедливо завышены могут быть поборы беспринципных домовладельцев