среда, 23 июня 2010 г.

Симуляционные игры. Опыт применения и мнения специалистов

По материалам портала www.ubo.ru

Опыт сети ресторанов Pizza Hut и ипотечной компании Advanta.

Профайл компании. В 1958 году два брата - американцы Дэн и Фрэнк Карни - открыли первый ресторан Pizza Hut на 25 мест. На вывеске, где они написали «Pizza», места оставалось ровно на три буквы. Здание ресторана напомнило основателям хижину (англ. hut) – так и появилось название Pizza Hut.
К концу 70-х годов сеть удалось развить настолько, что их зарегистрировали на Wall Street. Незадолго до этого рестораны приобрела фирма PepsiCo, позже уступившая их корпорации Tricon Global (теперь Yum! Brands Inc), которая на сегодняшний день занимается марками Pizza Hut, KFC и Taco Bell по всему миру.
Pizza Hut - это 12,000 пиццерий в 90 странах. Общая численность персонала - более 300,000 человек.

Может ли настольная игра объяснить менеджеру, как верно управлять компанией? Владелец сети ресторанов Pizza Hut, компания Tricon Global Restaurants Inc., похоже, в этом уверена. Несколько сотен управляющих директоров ресторанов Pizza Hut прошли через симуляционную игру, которая погрузила их в управление вымышленной компанией и позволила ощутить на собственном опыте, что значит нести личную ответственность и отвечать перед банками и
акционерами, если дела идут не так хорошо.

«Несмотря на университетское образование, большинство менеджеров не имели тесного общения, например, с финансами. Все они достаточно хорошо знают лишь то, что происходит лично с ними в их ресторане», - говорит Джек Лендерс (Jack Landers), директор по эффективности обучения (director of training effectiveness) компании Tricon - провайдера, разработавшего для Pizza Hut бизнес-симуляцию. Во время игры менеджерам приходилось увеличивать капитал, управлять производством и маркетингом, рассчитывать зарплату. Через все эти действия они не только узнали об основах управления компанией, но и поняли, как их работа влияет на общий результат.

«Недостаточно просто познакомиться с best-practice компании, важно узнать, почему именно они являются лучшими», - добавляет Джек Лендерс.

«Бизнес-симуляции - это больше, чем просто приятная форма обучения сотрудников балансовым отчетам и маркетинговым стратегиям», - утверждает Лендерс и участники программы. Это сильный инструмент демонстрации того, как ежедневные действия каждого управляющего влияют на результаты компании - позитивно или негативно.

Менеджеры Pizza Hut играли также в игру Зодиак (Zodiak), которую разработала компания Paradigm Learning. В игре участники проживают три года – три часа по игровому времени – управляя вымышленной компанией Zodiak Industries. Сначала они подписывают с банком ссуду и привлекают инвесторов (столько, сколько сочтут нужным), которые готовы будут вложить по $1 миллиону в их компанию. После привлечения финансов в бизнес игроки закупают сырье, начинают производить и продавать товары. В то же время они должны вкладывать средства в развитие новых продуктов, платить налоги, закупать оборудование и сырье. Прогресс измеряется в балансовых отчетах, в которых они должны измерять ключевые показатели и анализировать результаты. Цель игры - получить компанию с прибыльным балансом и полностью погашенными долгами.

CEO компании Paradigm Learning, г-н Реймонд Грин (Raymond Green), говорит, что эта игра была специально разработана для того, чтобы участники поняли, как управляется бизнес в целом. После завершения игры участники проходят еще одно упражнение - "Связи" ("Connections"), в котором они связывают уроки и знания, полученные в игре, с их работой в компании.

«Мы обсуждаем, что они узнали об управлении компанией и акцентируем их внимание на ресторане: управлении его персоналом, производством, складом и т.д. Мы говорим им: «Вы делали деньги во время игры, теперь сделайте это в ресторане». Используя концепции, которые они узнали во время игры, игроки обычно выбирают либо стратегию сокращения издержек, либо стратегию увеличения прибыли. У нас нет возможности проверить досконально, что именно менеджеры используют в практике из игры «Зодиак», но я никогда не получал так много звонков от региональных менеджеров, которые удивлены новым подходом к работе их менеджеров ресторанов. Они начинают думать, как люди бизнеса, а не как «пицце-мейкеры».


Карманные деньги

Профайл компании. Компания Advanta была основана в 1951 году в Филадельфии школьным учителем для предоставления ссуд знакомым педагогам. Сегодня Advanta – это компания, предлагающая финансовые услуги и решения в области кредитования как для частного, так и для крупного бизнеса.
За последние пять лет компания стала крупнейшим провайдером кредитных карт для малого бизнеса. Advanta работаетсдвумябанками - Advanta National Bank and Advanta Bank Corp. In 1990, председатель совета директоров и исполнительный директор компании Денис Альтер (Dennis Alter) учредил благотворительный фонд - The Advanta Foundation. Под его руководством компания вложила более $12 миллионов в гранты в области искусства, образования, здравоохранения и пр.

В компании Advanta Mortgage Corp. слова «Глубокие карманы» не имеют никакого отношения к благосостоянию начальника. Это название симуляционной игры, которая специально разработана для ипотечной компании, чтобы ознакомить каждого сотрудника со стратегией фирмы и участием в её реализации различных подразделений.

Эта игра, разработанная компанией PriSim Business War Games Inc., начинается с серии семинаров и дискуссий, которые обучают игроков принципам работы ипотечной компании. Затем их делят на команды 3-6 человек, каждая из которых должна успешно справиться с управлением компанией «Глубокие карманы» (капитал - $600 тысяч.).

Команды презентуют свои результаты за каждый отрезок времени и принимают ряд решений на будущий период. Также компании должны определить, каким категориям заемщиков они будут предъявлять иски, какой из регионов требует пристального внимания, каких навыков и компетенций не хватает их персоналу. Свои решения участники заносят в компьютер, который генерирует отчет о прибылях и убытках, анализ конкурентов и отраслевую газету.

«Участники представляют собой смесь профессионалов из всех департаментов компании – маркетинга, бухгалтерии, HR и т.д.», - говорит Кевин МакКеон (Kevin McKeon), тренинг менеджер компании Advanta. - Игра показывает, как компания делает деньги и позволяет игрокам взаимодействовать с людьми из различных функциональных подразделений компании, увидеть, как деятельность других людей влияет на компанию».

Например, игрок из бухгалтерии может понять, как средства, потраченные на обучение отдела продаж, могут повлиять на способность компании охватить больший объем рынка. С другой стороны, у «нефинансового» персонала компании может быть много открытий о денежной стороне деятельности компании.

Сам МакКеон, который не так давно работает в Advanta, был участником этой игры. «Я понял, с каким количеством разнообразных факторов должен считаться топ-менеджер компании, прежде чем принять какое-либо решение. Кроме того, я понял, что значат все эти акронимы и сленговые словечки, которые устоялись в компании», - говорит Кевин. Также он утверждает, что участие в игре помогло ему лучше понять потребности персонала в обучении.

Создал игру Джефф Лефебвр в 1995 году вместе с топ-менеджерами компании, включая СЕО. Нужно отметить, что в то время этот СЕО только пришел в компанию, и ему было очень важно, чтобы каждый сотрудник понял его стратегию. «Advanta теряла ежегодно $10 миллионов», - говорит Лефебвр. - Новый СЕО счел симуляционную игру лучшим способом развернуть компанию в нужном направлении».

СЕО и другие топ-менеджеры компании стали основными контролерами процесса создания игры, чтобы быть уверенными, что она полностью соответствует структуре Advanta, её стратегическим целям и ситуации на рынке. Подробности бизнес-процессов раскрывали Лефебвру линейные менеджеры. «Мы старались сделать «живую», а не «прилизанную» модель Advanta». Когда игра запускалась первый раз, ее целью было донести до всех сотрудников план нового СЕО по достижению маркетинговых целей и дать им общее ощущение деятельности компании. Сейчас она каждый год корректируется, чтобы отразить в себе изменения в маркетинговой стратегии Advanta.

«В этом году мы немного исправили игру, чтобы сфокусировать ее на наших складских операциях, на которые мы не слишком акцентировали внимание в прошлом году. В будущем мы планируем сфокусироваться на прибыльности, в частности, на прибыльности акций, и в меньшей степени - на объеме выручки», - говорит Лефебвр.

Все 500 сотрудников компании Advanta прошли через эту игру: по 36 человек за один раз. Несмотря на то, что компания не измеряла ROI (возврат на инвестиции, return on investment) использования этой симуляционной игры, МакКеон уверен, что эффект от нее очень велик: «Игра инициировала дискуссии о бизнес-стратегии компании среди персонала. Один раз наш СЕО, общаясь с руководителями компании, сказал: «Да у нас здесь ситуация, как в «Глубоком Кармане». Все поняли, о чем речь, вспомнили свой игровой опыт и приняли решение, но уже для реального бизнеса».

Юлия Ужакина, Мария Долгачёва